Экономика России встаёт на китайский путь. Объясняем почему

Экономика России встаёт на китайский путь развития и собирается повторить манёвр, который обеспечил Китаю взрывной рост. Решение об этом принято, но, к сожалению, как обычно потонуло в водовороте второстепенных новостей. Расскажем в этом выпуске что происходит и что нас ждёт впереди.

Итоги полугодия

Перед тем как обсуждать наше экономическое будущее, давайте кратко посмотрим на экономическое настоящее по итогам первого полугодия. Несмотря на множество пессимистичных прогнозов, дела обстоят весьма неплохо. Так промышленное производство за 7 месяцев текущего года выросло на 3,1%, причём наибольший рост 4,1% — показало обрабатывающее производство. Свой вклад внёс рост добычи и экспорта газа – «Газпром» опять поставил исторический рекорд, экспортировав в Европу 100 млрд кубометров за полгода. Однако если говорить об экспорте, то именно несырьевой неэнергетический российский экспорт заметно вырос с начала года – на 23%. В целом за полгода мы продали за рубеж несырьевых товаров на 70 млрд. долларов. На 3,1 % вырос и спрос на продукцию высокотехнологичных отраслей промышленности благодаря действию госпрограмм по поддержке автопрома и железнодорожного машиностроения. А вот новые пошлины и санкции со стороны США не смогли остановить рост спроса на продукцию российских металлургов как за пределами России, так и внутри, благодаря собственным инфраструктурным проектам. И это ключ к пониманию ближайшего экономического будущего России. Расскажем подробнее.

Отобрать и поделить

Последние недели в прессе широко обсуждается предложение помощника президента Андрея Белоусова изъять у самых крупных и успешных частных металлургических компаний в общей сложности 500 млрд рублей в пользу государства. Будет ли это предложение принято или нет пока не ясно, но главы компаний, конечно же, отреагировали на него резко негативно. Однако следует помнить, что именно благодаря государственным инфраструктурным проектам, таким как Крымский мост или газопровод «Сила Сибири», наши металлурги смогли в последние годы заработать очень много денег. И это на фоне снижения спроса на внешнем рынке и санкционного давления со стороны Запада. Сейчас спрос за рубежом восстановился, но и государство продолжает загружать компании работой. Так чистая прибыль металлургической и горнодобывающей компании Evraz за первое полугодие выросла в 13,3 раза, превысив миллиард долларов. В том числе благодаря проекту строительства железнодорожной части Крымского моста, реконструкции БАМа и Транссиба и прочего.

Поэтому вопрос того может ли государство брать с крупного бизнеса дополнительные взносы или нет носит скорее идеологический характер, и мы вдаваться в него не станем. Но скажем, что Крымским мостом и «Силой Сибири» проекты не ограничиваются и впереди нас ждёт существенное увеличение их количества. Российская экономика готовится применить китайский рецепт и вот каким образом.

Россия ускоряется

Недавно Правительство Российской Федерации одобрило план по ускорению инвестиций. Задачу довести уровень инвестиций в основной капитал минимум до 25% к 2021 году ставил президент в майских указах. Сейчас этот показатель составляет около 17% и этого явно недостаточно для быстрого развития. Для сравнения средний мировой уровень этого показателя составляет 21%, а в Китае доходит до 49%, хотя сейчас снижается. Однако именно резкий рост инвестиций 10 лет назад лёг в основу нового промышленного развития Китая, обеспечив ему колоссальное усиление экономики. Такое, что теперь, перейдя к новому этапу, Китай сокращает избыточные мощности, закрывая множество металлургических и горно-обогатительных комбинатов. Впрочем, у нас этот этап ещё впереди и сейчас мы намерены не закрывать, а открывать новые производства и модернизировать старые – то есть инвестировать в основной капитал.

Как же этого добиться? Правительство предложило ряд мер, главной из которых на наш взгляд является стимулирование инвестиций в инфраструктурные проекты. То есть строительство новых дорог и железнодорожных магистралей, мостов, морских и аэропортов, энергетических объектов и тому подобного. Для этих целей создаётся специальный фонд, который должен привлечь 9 трлн. рублей на новые проекты. Причём 40% из них должны быть из внебюджетных источников, то есть частными вложениями.

О многих таких инфраструктурных проектах мы уже рассказывали – это и Северный широтный ход и мост на Сахалин и новые железные дороги в рамках китайской инициативы «Пояса и пути», в том числе и высокоскоростные. То есть то, что мы сейчас планируем сделать – это именно китайский рецепт развития, ведь Китай смог таким образом с нуля в кратчайшие сроки стать мировым лидером по протяжённости высокоскоростных железных дорог, хотя по протяжённости железных дорог в целом он пока уступает России, находящейся на первом месте в мире.

Теперь объясним как именно это работает.

Как это работает

Преимуществом и одновременно недостатком России является её огромный размер. Однако недостатком он остаётся только до тех пор, пока территории не связаны между собой современными дорогами. Сейчас некоторые регионы не развиваются только в силу того, что их предприятия не имеют выхода к морским портам, а как следствие и дешёвого доступа к мировым рынкам – это касается Урала и Сибири. Север и Приморье тоже оторваны от центральных магистралей, в итоге, продукты там стоят баснословных денег, а в определённые месяцы некоторые города и сёла просто оказываются изолированными от мира. Решить эту проблему пытались все последние правители России – от царских времён, когда началось строительство Транссиба, до советских с их БАМом и нынешних – с Северным морским ходом. Теперь же складываются, пожалуй, наиболее благоприятные условия для разрешения старой проблемы, ведь по мере роста международной торговли, в частности, между Европой и Азией, транзитный потенциал России становится ценным как никогда прежде. Поэтому у нас возник исторический шанс, нужно лишь решиться его использовать. Впрочем, мы уже решились.

Что это даст России помимо того, что наши регионы получат более справедливые условия конкуренции, а значит и распределения доходов? Очень важно, что гигантские стройки дают работу нашим предприятиям, а значит и людям. Поэтому российским металлургам грех жаловаться, в ближайшее десятилетие они получат высочайшую загруженность, это же касается и машиностроения. Это же касается и добывающей отрасли. Посмотрите какими темпами развивается проект производства сжиженного природного в русской Арктике. Уже началось бурение для третьего завода компании «НОВАТЭК». Это было бы невозможно без освоения Севморпути, и это даёт нам развитие не только добычи газа, но ледокольного флота и высоких технологий.

То есть, инфраструктура, которая создаётся не для галочки, а под реальные нужды экономики, сама по себе является доходным предприятием и тянет за собой развитие других отраслей.

Итого

Подводя итог, скажем, что Россия приступает к новому этапу своего развития, который запомнится нам началом больших исторических строек. Может показаться, что увеличение инвестиций до 25% это очень мало по сравнению с Китаем. Но нужно помнить, что достичь показателя нам нужно всего за 3 года, а дальше нам никто не мешает продолжить его наращивать. К тому же даже это является серьёзным вызовом, ведь чтобы запустить маховик инвестиционного, а, следовательно, и экономического роста, придётся принимать и ряд непопулярных решений. Мы видим это на примере как реакции олигархов на изъятие сверхприбыли, так и реакции населения на сокращение социальной поддержки.

Но в будущем это должно вернуться нам с процентами, потому что мы сможем перестроить всю нашу экономику, сделав её более независимой от мировой конъюнктуры и более технологичной. Мы имеем огромное счастье наблюдать за этим интереснейшим процессом своими глазами и даже участвовать в нём. Продолжим делать это в следующих выпусках, а вам как всегда желаем доброй и бодрой недели.

Источник

Комментарии